Что такое большой бизнес определение. Крупный бизнес. Новые критерии определения малого и среднего бизнеса Большой и малый бизнес в предпринимательстве

Термин «малый бизнес»

  • от количества работников;
  • от годовой выручки.
  • работает 15-100 человек;

Таким образом, российский предприниматель де-факто может назвать «малым бизнесом» даже свою самую небольшую фирму.

Различия малого и среднего бизнеса

Но для соответствия данному статусу де-юре нужно еще постараться, чтобы привести ее показатели к тем, которые установлены законодательством. Иначе придется довольствоваться статусом «микропредприятия».

Факты о среднем бизнесе

В свою очередь, понятие «среднего бизнеса»

  • работает 101-250 сотрудников;

Сравнение

Таблица

Введение

1. Теоретические основы, особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

1.2 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

1.3 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, кредитные риски

1.4 Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг

2. Анализ кредитования малого и среднего предпринимательства на примере филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

2.2 Анализ кредитного портфеля банка

2.3 Кредитные продукты филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

2.4 Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

3. Направления по совершенствованию организации кредитования малого и среднего бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

3.1 Основные направления совершенствования кредитования юридических лиц

3.2 Пути совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

3.3 Расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых мероприятий

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономической системы любой страны, занимает стратегическое положение в экономике, что определяется ее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов.

В мировой практике развитие экономики неразрывно связано с кредитом, который в различных формах проникает во все сферы хозяйственной жизни. Об этом свидетельствует расширение круга операций банков, в том числе и в области кредитования. Выполнение банковских операций с широкой клиентурой — важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему. Зарубежный опыт свидетельствует, что банки, которые предоставляют клиентам более разнообразные услуги высокого качества, обычно, имеют преимущества перед банками с ограниченным набором услуг.

Активная работа коммерческих банков в области кредитования является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. С одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, а банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, по данным опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.

Для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации кредитных портфелей.

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.

Значимость изученияпроблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной темы, обусловленной необходимостью решать проблему поиска и применения новых форм кредитования малого и среднего предпринимательства РФ, позволяющих если не заменить традиционные, то хотя бы их дополнить.

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей системы кредитования малого и среднего бизнеса на примере филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования малого и среднего бизнеса в России, экономическая сущность малого и среднего бизнеса и необходимости его кредитования;

2. Проведение анализа организации работы по кредитованию малого и среднего бизнеса на примере филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»;

Предмет исследования — формы и виды кредитования малого и среднего предпринимательства.

Объект исследования — филиал Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК».

Методология исследования основывалась на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения, статистический анализ и др.

Теоретической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, денежно-кредитные аспекты экономической политики государства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли в рыночной экономике. В ходе исследования использовались труды ученых-экономистов М.И. Баканова, Л.А. Дробозиной, В.В. Ковалева, Г.Т. Корчугановой, Н.Н.

Средний бизнес (Medium business) — это

Селезневой, Е.Б. Ширинского и др.

Информационной базой при выполнении выпускной квалификационной работы являлись нормативные и законодательные акты РФ, разработки ведущих организаций по банковскому делу, материалы международной практики, монографии и статьи в научных журналах, а также бухгалтерская и финансовая отчетность филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК» за 2006-2008 гг.

В работе представлен анализ динамики результатов деятельности кредитного управления банка с точки зрения оценки доходности кредитов, структуры кредитного портфеля банка, его удельного веса в общей сумме активов, структуры обеспечения по кредитам, содержится ряд предложений по улучшению деятельности кредитного управления и использованию различных форм обеспечения.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, материал работы иллюстрирован рисунками и таблицами. В ней также содержится ряд приложений, позволяющих наглядно представить процесс кредитования и использования обеспечения. В конце работы приводится список использованной литературы, включающий Законы РФ, нормативные акты ЦБ РФ, монографии и статьи из периодической печати.

Глава 1. Теоретические основы, особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

1.1 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования

Экономическая теория под малым предпринимательством – в противовес крупному – понимает обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы, как правило, не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами: маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществление сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д. Он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха.

Понятно, что малый бизнес – дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:

— особенностями современного этапа развития научно-технического прогресса, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса.

— дифференциации потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Преимущества малого бизнеса заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативнее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. На плаву держатся те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы

Малый и средний бизнес - понятия, часто рассматриваемые в едином контексте. Отождествлять их, однако, не всегда правомерно.

Факты о малом бизнесе

Термин «малый бизнес» может употребляться как в неофициальном контексте, так и в положениях нормативных актов. Что касается первого варианта его использования - во многом оно осуществляется, исходя из субъективного восприятия конкретным человеком особенности ведения коммерческих активностей в соответствующих масштабах. В большинстве случаев люди склонны понимать под таковым совершенно скромную предпринимательскую деятельность, часто - осуществляемую в индивидуальном порядке. Человек, имеющий небольшой магазин, киоск, мастерскую, в понимании россиян и есть владелец «малого бизнеса».

Однако существуют и юридические критерии отнесения тех или иных коммерческих активностей к категории, о которой идет речь. Исходя из положений ФЗ № 209 от 24.07.2007 года, а также Постановления № 702 от 13.07.2015 года, предприятия классифицируются на микро-, малые и средние в зависимости:

  • от количества работников;
  • от годовой выручки.

В соответствии с нормами ФЗ № 209 и Постановления № 702, к малым предприятиям правомерно относить те фирмы, в которых:

  • работает 15-100 человек;
  • размер годовой выручки - 120-800 млн рублей.

Очевидно, что не каждый владелец небольшого магазина или мастерской способен выстроить бизнес, соответствующий отмеченным критериям. В случае если показатели его коммерческих активностей недотягивают до перечисленных выше, с юридической точки зрения его фирму следует классифицировать как микропредприятие.

Таким образом, российский предприниматель де-факто может назвать «малым бизнесом» даже свою самую небольшую фирму. Но для соответствия данному статусу де-юре нужно еще постараться, чтобы привести ее показатели к тем, которые установлены законодательством. Иначе придется довольствоваться статусом «микропредприятия».

Факты о среднем бизнесе

В свою очередь, понятие «среднего бизнеса» также может пониматься на уровне бытового, субъективного восприятия либо раскрываться в нормативных актах. Касательно первого аспекта - под «средней» фирмой в России принято понимать компанию, которая, с одной стороны, не слишком масштабна, с другой - играет весьма заметную роль в экономике города или района. Это может быть, условно говоря, не один небольшой магазин или мастерская, а сеть из нескольких организаций соответствующего типа.

Законодательные критерии отнесения фирм к средним также прописаны в положениях ФЗ № 209 и Постановления № 702. В соответствии с ними, «средний бизнес» - это предприятие, в котором:

  • работает 101-250 сотрудников;
  • годовой размер выручки - от 800 млн до 2 млрд рублей.

В свою очередь, если российский предприниматель откроет даже самую скромную сеть магазинов или мастерских в масштабах города или района, то, в принципе, его бренд уже может рассматриваться как соответствующий отмеченным критериям отнесения к среднему бизнесу.

Сравнение

С точки зрения бытового восприятия обоих категорий это, во-первых, значимость, а во-вторых, масштабы. При этом оба критерия очень субъективны. В свою очередь, с точки зрения соответствия фирмы законодательным характеристикам средний бизнес может быть, строго говоря, в 2,5 - 16,67 раз масштабнее, чем малый, по величине штата или по выручке.

Таблица

Итак, мы выяснили, в чем разница между малым бизнесом и средним. Отобразим выявленные нами критерии в таблице.

Разница между малым бизнесом и средним

Коротко: Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

Подробно

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ, в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.

Петр Столыпин, 2016-09-12

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Малый, средний и крупный бизнес.

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (в организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

· — работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;

· — в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;

· — высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

· — нововведения руководителя быстро реализуются.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

· — возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);

· — возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

· — создание новых рабочих мест;

· — небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы;

· — возрождение подсобных производств и народных ремесел;

· — содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов.

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными товарами и услугами.

Средний бизнес. В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть не выделяют его, как самостоятельную единицу экономических отношений.

Чем отличается малый бизнес от среднего?

В основном понятие среднего бизнеса идет «рука об руку» с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.

Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.

Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.

Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.

Существует такое понятие, как сетевая экономика. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм.

Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.

Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус – представители крупного бизнеса, нижний – малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.

Критерии среднего бизнеса

Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:

Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности – все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод – если на нем работают 10-40 тысяч работников.

Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.

Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %.

Крупный бизнес . Под крупным бизнесом нет определенного понятия. К такому бизнесу можно отнести такие компании как Coca-Cola, General Motors и другие известные большие компании.

Основная функция состоит в том, что данные компании обеспечивают высокую рыночную экономику стране и миру. В них производится основная часть продукции. Даже можно сказать, что благодаря крупному бизнесу в мире живет весь остальной вид бизнеса. В основном выделяют 3 причины роста таких компаний.

1. Технологическая экономика – то есть это стремление компании к экономии ресурсов на производстве. Ее добиваются увеличением объема выпуска продукции за счет снижение издержек. Таких результатов компания добиваются с помощью усиление труда, поднятие классификации рабочих, внедрение автоматических оборудований.

2. Увеличивают разнообразие выпускаемых товаров, данный тип называют стремление компании к экономии на масштабе сферы деятельности. Благодаря такой экономике образовываются крупные, мировые компании. Для формирования таких корпораций используется такие виды инструментов как вертикальная интеграция и диверсификация.

3. Третий вид это когда компания экономит на трансакционных расходах. Данные расходы связаны с тем, что происходит переход товара от одной технологической структуры к другой. Сокращение достигают при помощи вертикальной интеграции и диверсификации.

Но, как и в любом другом виде бизнеса, крупный тоже имеет свои недостатки. При росте фирмы у нее снижается эффективность ее управления. Многие виды крупного бизнеса имеют негибкую систему, так как они могут регулировать спрос цены на производимую продукцию.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Все наши материалы ориентированы на малый бизнес и сгруппированы таким образом, чтобы читателю было удобно найти интересующей его вид бизнеса, в любой из основных отраслей: производство, торговля или сельское хозяйство или оказание услуг.

Допустим, начинающий предприниматель рассматривает возможность для создания своего дела в кризис?

Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты

В соответствующей категории из представленного множества идей он легкостью выберет свою антикризисную идею, а помимо этого получит представление о множестве нюансов, с которыми придется столкнуться начиная коммерческую деятельность в сложных экономических условиях.

А если кто-то захочет организовать производственное предприятие в сфере импортозамещения (кстати сверх-актуальный тренд на ближайшие несколько лет), или торговать товарами из Китая (несмотря на ослабление российской валюты до сих пор актуальный вариант), или оказывать услуги в сегменте B2B, то по всем этим направлениям найдутся подробные аналитические обзоры и инструкции. Не забыли мы ни о пенсионерах, ни о мамах в декрете, ни о тех кто хочет заняться вендингом и приобрести франшизу — все получать качественную информацию.

Особое положение занимает категория бизнес с нуля, в ней мы собрали наиболее привлекательные идеи для начинающих предпринимателей, так же она содержит множество инструкций по открытию своего дела (что нужно делать после регистрации деятельности, как получить коды статистики, какие документы нужно подавать в пенсионный фонд и множество иной и крайне полезных статей).

Совет от Фабрики манимейкеров: Рекомендуем обязательно ознакомиться с категорией история успеха. В ней собраны интервью и рассказы реальных предпринимателей и коммерсантов (что с подвигло их к предпринимательству, с чего начинали, где брали стартовый капитал, какие трудности возникали в процессе деятельности и так далее).. Поверьте это реально полезные материалы, которые позволят вам понять, что бизнесмены это обычные люди, которые не чем не отличаются от вас, хотя нет отличаются, они смогли сделать шаг и стать частным предпринимателем.

Субъект малого предпринимательства Налоговый период в платежке

Тема 2. Субъекты предпринимательского права

Статус предпринимателя закрепляется за ним при регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса. Сам факт государственной регистрации и есть получение статуса, то есть приобретения дополнительного (по сравнению с общегражданскими правами и свободами) правового пространства.

Статус предпринимателя является показателем объема прав и обязанностей, которые закрепляются за ним и в рамках которых он может совершать какие-то определенные действия.

Признание за лицом статуса предпринимателя является важ­ным юридическим фактом и влечет за собой определенные юриди­ческие последствия.

Во-первых, сделки, заключенные предпринимателем, презюмируются связанными с его предпринимательской деятельностью и квалифицируются как торговые, т. е. подчиняются специальному режиму правового регулирования.

Во-вторых, признание за лицом статуса предпринимателя воз­лагает на него ряд специальных обязанностей и предоставляет ему дополнительные права.

Возложение дополнительных обязанностей, подчиняющих дея­тельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других лиц, взаимодействующих с пред­принимателем. К таким обязанностям, в частности, относятся: пу­бликация сведений о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении пред­принимателя и др.

Не все физические лица и юридические могут быть предпринимателями. Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены для госслужащих. Среди юридических лиц – для некоммерческих организаций. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь по­стольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Во всяком случае, предпринимательская деятельность для таких организаций не является основной.

Все предприниматели под­разделяются на две группы: индивидуальные предприниматели – фи­зические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; предприниматели – юридиче­ские лица (коммерческие организации).

Ст.6 Закона РК «О частном предпринимательстве» классифицирует субъектов частного предпринимательства следующим образом:

1. субъекты малого предпринимательства;

2. субъекты среднего предпринимательства;

Критериями отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям являются среднегодовая численность работников и среднегодовой доход. Разделение на категории используется для целей государственной статистики и оказания государственной поддержки.



Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;

7) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

8) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

9) аудиторскую деятельность;

10) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

11) деятельность кредитных бюро;

12) охранную деятельность;

13) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие такую деятельность относятся к субъектам среднего предпринимательства или крупного предпринимательства, в зависимости от критериев.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Как видно из приведенных выше классификаций основными участниками - субъектами предпринимательской деятельности являются коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В качестве юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности выступают все виды хозяйственных товариществ, производственный кооператив, государственное предприятие и акционерное общество, то есть коммерческие юридические лица.

Согласно ст.58 ГК РК хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников), уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество – товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст.63 ГК РК).

Коммандитное товарищество - товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст.72 ГК РК).

Товарищество с ограниченной ответственностью (далее-ТОО) - учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ТОО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.77 ГК РК).

Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставной капитал, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам (ст.84 ГК РК). Предельный размер ответственности участников предусматривается в уставе.

Производственный кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении и объединении его членами имущественных взносов (ст.96 ГК РК).

К государственным предприятиям относятся государственные предприятия, основанные на праве:

1) хозяйственного ведения;

2) оперативного управления (казенные предприятия).

В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на:

1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности, республиканские государственные предприятия;

2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, коммунальные государственные предприятия.

Государство создает государственные предприятия в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях:

1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества;

2) использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству;

3) для осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;

4) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция либо недостаточно развита конкуренция.

Казенным является предприятие , обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления.

Казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа. Казенное предприятие не вправе пользоваться банковскими кредитами без разрешения уполномоченного органа.

Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности (ст.85 ГК РК).

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Под индивидуальным предпринимательством как видом частного предпринимательства понимается инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

Формами совместного предпринимательства являются:

1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;

3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Используют труд наемных работников на постоянной основе,
- имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан.

Индивидуальные предприниматели, не перечисленные выше, вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению.

Статус простого товарищества закреплен в главе 12 ГК РК. Здесь используются два понятия данной организационно-правовой формы. Понятие «договор о совместной деятельности» тесно связано с понятием «простое товарищество». Эти понятия варьируются в законодательстве в самых различных сочетаниях.

Точное толкование этих терминов заключается в следующем. Договор о совместной деятельности и договор простого товарищества - однозначные термины. На основе договора о совместной деятельности образуется простое товарищество.

В качестве разновидности полного товарищества законодательство предусматривает такую форму как консорциум.

Консорциум – это одна из форм объединения юридических лиц. Однако консорциум нельзя смешивать с теми объединениями, которые сами являются юридическими лицами и которые могут быть коммерческими (несколько хозяйственных товариществ) создают коммерческое объединение в форме хозяйственного товарищества), и некоммерческими – в форме ассоциации (союза) (ст.ст.34 и 110 ГК РК).

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление частного предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.

Коммерческие юридические лица создаются путем прохождения процедуры государственной регистрации. Государственная регистрация является способом придания субъекту статуса юридического лица.

Государственная (учетная) регистрация юридических лиц (филиалов и представительств) включает в себя: проверку соответствия документов, представленных на государственную (учетную) регистрацию, законодательству Республики Казахстан; выдачу справки о государственной (учетной) регистрации с присвоенным бизнес-идентификационным номером (БИН); занесение сведений о юридических лицах (филиалах и представительствах) в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, открытия филиала или представительства, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах. Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, их филиалов и представительств, за исключением уставов (положений) акционерных обществ, их филиалов и представительств, при государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства, должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления с приложением необходимых документов. Государственная регистрация юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ, осуществляющих деятельность на основании устава, не являющегося типовым, должны быть произведены не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем подачи заявления с приложением необходимых документов.

Для государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, в регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности посредством заполнения в форме электронного документа по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и заполняется на веб-портале «электронного правительства». Уплата регистрационного сбора осуществляется через платежный шлюз «электронного правительства» или к уведомлению о начале осуществления предпринимательской деятельности прилагается электронная копия квитанции или иного документа, подтверждающая уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица.

Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, их филиалов и представительств в процессе государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Казахстан.

Факт регистрации юридического лица в уведомительном порядке подтверждается справкой государственной регистрации юридического лица, которая направляется в электронном формате заявителю (заявителям) в личный кабинет (на портале «электронного правительства»). Выдача справки государственной регистрации юридического осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Для юридических лиц, не относящихся к субъектам частного предпринимательства, а также акционерных обществ, осуществляющих деятельность на основании устава, не являющегося типовым, выдача справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, справки об учетной регистрации (перерегистрации) филиала (представительства), а также возврат устава (положения) производятся не позднее четырнадцати рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

С момента государственной регистрации коммерческой орга­низации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Процедура государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности.

Следует отметить, что процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере.

Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

1) используют труд наемных работников на постоянной основе;

2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан, за исключением лиц, указанных в пункте 4-1 статьи 19 ГК РК.

Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, осуществляющие следующие виды деятельности:

Реализация (за исключением деятельности, осуществляемых в стационарных помещениях) газет и журналов, семян, а также посадочного материала (саженцы, рассады), бахчевых культур, живых цветов, выращенных на дачных и придомовых участках, продуктов подсобного сельского хозяйства, садоводства, огородничества и дачных участков, кормов для животных и птиц, веников, метел, лесных ягод, меда, грибов и рыбы;

Услуги владельцев личных тракторов по обработке земельных участков;

Выпас домашних животных и птиц.

Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирование, согласно Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании», - это комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиаров за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий.

В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства. Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т.к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специальные установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности. Следует иметь ввиду, что лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу.

Всю совокупность коммерческого сектора в национальной экономике принято подразделять по разным критериям. Например, общепринятой в мировой практике является градация на официальную (легальную) и теневую (криминальную) экономику, государственное предпринимательство (госкорпорации) и частный сектор, на сырьевой и обрабатывающий бизнес, на материальное производство и сферу услуг. Одним из способов условной классификации предпринимательства является его подразделение по величине – по объёмам оборотов, прибыли, по количеству работающих на предприятии сотрудников.

Конечно, данное расчленение общей массы экономических субъектов всегда носит приблизительный характер, но бывает весьма полезной для регулирующих мер, статистического наблюдения, законодательной поддержки.

Наш краткий анализ начнём с такой экономической и бизнес-категории как спрос.

Спрос всегда является ориентиром для предпринимательской деятельности. Там, где нет спроса, бизнес становится невозможным, поскольку люди и предприятия готовы расставаться с деньгами только в обмен на товары, работы и услуги, которые им в данный момент нужны.

Спрос – величина переменчивая; он то появляется, то исчезает, то стремительно растёт или существует в малых объёмах долгое время. В зависимости от параметров спроса начинают формироваться рынки той или иной продукции – сырья, полуфабрикатов, топлива, одежды, пищевых продуктов, станков, оборудования, развлечений. Возрастающий спрос формирует растущие рынки, которые обеспечивают включённым в их работу компаниям прибыль.

Большой, массовый спрос удовлетворяют, как правило, крупные предприятия, организованные в виде сетевых структур, холдингов, публичных акционерных обществ и международных корпораций. Обычно такие предприятия работают в таких областях, как самолётостроение, производство легковых и грузовых автомобилей, в финансовой и банковской сфере, нефтяной и газовой промышленности и т.д. Такие компании, чаще всего, являются транснациональными и работают сразу на многих рынках – как национальных, так и зарубежных.

Средние предприятия, с численностью работающих в несколько сотен человек, функционируют в нише менее объёмного спроса – например, на рынках товаров и услуг географически ограниченного региона – города, области, республики.

Сектор малого бизнеса – это, в основном, торговля и сфера услуг. В России три четверти малых предприятий работают именно на этом поприще, хотя государство и пытается изменить эту структуру в сторону реального производства, вовлекая малые предприятия в систему госзакупок и тендеров. Пока получается не очень хорошо, но планы строятся большие. Как по развитию малого и среднего бизнеса, к 2020 году в эту сферу предпринимательства планируется вовлечь 40 млн. человек и увеличить вклад малого бизнеса в ВВП до 40%. Напомним, что на начало 2018 года доля малого бизнеса занимает лишь 21% и остаётся достаточно стабильной на протяжении последних 10-15 лет. Вовлечь граждан в сферу малого и среднего бизнеса (МСП) государство пытается не зря:

  • во-первых, вместе с ростом численности предприятий МСП возрастает количество выпущенной продукции, т. е. растёт ВВП и благосостояние населения;
  • во-вторых, улучшается ситуация с безработицей, поскольку организаторы МСП не только обеспечивают себя работой и прибылью, но и создают рабочие места для других людей.

Помимо крупного, среднего и малого бизнеса нередко упоминается и микробизнес, к которому относят микрофинансовые организации, индивидуальных предпринимателей, фермеров и отчасти самозанятых граждан.

Если говорить о конкретных критериях отнесения предприятий к той или иной градации, то для стран Евросоюза они следующие (см. табл.1).

Если говорить о нашей стране, то в настоящее время в России существуют следующие критерии отнесения субъектов предпринимательства к микро-, малому и среднему бизнесу. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.

Средняя за отчётный период численность работников малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость составляют для

— микропредприятий — 60 млн. руб.;

— малых предприятий — 400 млн. руб.;

— средних предприятий — 1000 млн. руб.

См.: Вершинина А.П. Малый бизнес: критерии отнесения и классификация.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

  • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
  • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

  • бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
  • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.

Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .

1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Развитие крупного бизнеса ослабляет конкуренцию, способствует развитию монополии, стабилизирует уровень цен в отрасли. На российском рынке крупный бизнес представлен частными и государственными корпорациями, унитарными предприятиями в сфере энергетики, сырья, транспорта.

Разновидности крупного бизнеса

Рост прибыли в крупном бизнесе требует постоянного расширения предприятия: увеличения производственных площадей, покупки нового оборудования, найма сотрудников. Развитие таких компаний сопровождается государственными субсидиями, обильными инвестициями. Представителями крупного бизнеса могут быть:
  • Единое предприятие. Производственный, торговый, исследовательский объект с общей организационной структурой. Такой вид крупного бизнеса встречается в добыче и переработке сырья, часто относится к градообразующим предприятиям.
  • Компания. Группа из нескольких предприятий, составляющих единое юридическое лицо, управляемое группой собственников или менеджеров. Такой вид крупного бизнеса характерен для всех отраслей промышленности, позволяет собственникам снизить издержки, исключив посредников из цепи поставок.
  • Группа компаний. Несколько производственных, торговых, исследовательских предприятий, которые работают независимо и объединены общими собственниками. Такая разновидность крупного бизнеса характерна для государственных корпораций в России, международных компаний, производителей технически сложной продукции.
Российская экономика развивается за счет крупных корпораций, напрямую работающих с властными структурами через государственные заказы. Такие компании предоставляют рабочие места, расширенные социальные льготы, развивают промышленность страны. Главенство крупного бизнеса усложняет выход новичков на рынок, что сужает ассортимент, завышает средний уровень рыночных цен, создает недобросовестную конкуренцию.

Зарубежная экономика построена вокруг мелких предприятий, которые свободно конкурируют друг с другом. Такие компании выпускают разнообразный ассортимент продукции, формируют разброс цен на рынке, простой выход на рынок новых предприятий и высокий уровень конкуренции. Крупный бизнес в зарубежной экономике более обособлен от государства, тесно сотрудничает с мелкими компаниями.

Особенности крупного бизнеса

Количество и динамика развития крупных предприятий зависит от государственного регулирования, особенностей национальной экономики, политической ситуации в стране и мире. Развитие крупного бизнеса двояко влияет на экономику страны, поэтому тщательно регулируется надзорными органами. Для крупного бизнеса характерны следующие черты:
  • Экономия за счет масштаба производства. Крупные компании закупают сырье и материалы оптовыми партиями, реализуют товары через налаженные дистрибьюторские каналы. Такой подход снижает себестоимость единицы товара и стабильно повышает прибыль.
  • Стабильное развитие экономики. Крупный бизнес постоянно выплачивает налоги, обеспечивает рабочие места, развивает регионы, вкладывает прибыль в исследования, разработки новых моделей продукции. Такой подход стабилизирует рынок, позволяет инвестировать в технологии, персонал.
  • Влияние на политическую ситуацию в стране. Большинство крупных компаний имеет международные деловые связи, заинтересовано в стабильном положении государства на мировой арене. Главы крупных компаний имеют лобби во властных структурах, продвигают выгодную им экономическую и социальную политику.
  • Концентрация хозяйственной деятельности вокруг одного предприятия. Крупные компании относятся к предприятиям «полного цикла» и действуют изолированно от других участников рынка. Такой подход уменьшает интеграцию компаний, замедляет обмен информацией между бизнесом, государством и потребителями.
  • Стандартизация бизнес-процессов. Крупный бизнес часто имеет жесткую корпоративную культуру и установленные правила заключения сделок. Такой подход создает бюрократизированные структуры, медленно адаптирующиеся к изменениям рынка.