Гостиница националь история. Уникальная история гостиницы «Националь. Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, ул. Моховая, д. 15/1, стр. 1 (часть)

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета министров РСФСР О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Тверской и Моховой улиц, Манежной площади; объемно-пространственная композиция главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; четыре малых полихромных майоликовых панно 1901-1903 гг. в уровне 6 этажа; майоликовое панно с индустриальным сюжетом 1920-х гг. в уровне 7 этажа; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов внутреннего двора главного корпуса в первоначальной редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фрагмента юго-западного брандмауэра, декорированного в 1934 году по проекту академика И.В. Жолтовского в связи со строительством на соседнем участке "Дома на Моховой"; первоначальная функция гостиницы. Объемно-планировочная структура и конструкции капитальных стен главного и дворового корпусов 1901 - 1903 гг. (подвал-7 этажи); система сводчатых перекрытий подвала (предмет охраны сводчатых перекрытий подвальных помещений уточняется по результатам проекта приспособления). Первоначальное архитектурно-художественное оформление и убранство интерьеров главного корпуса: оконные валики и мраморные подоконники; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление главного вестибюля 1901-1903 гг.: лепнина потолков, фрагмент пола, набранный из первоначальной метлахской плитки; объемно-пространственная композиция, декоративное оформление и конструкции парадной лестницы и лифтового холла со стороны Моховой улицы 1901-1903 гг. (1-6 этажи): ограждающие конструкции, лепное оформление потолков и стен, витражное заполнение оконных проемов, фрагмент пола лестничной площадки (6 этаж?), набранный из первоначальной плитки, фигуры атлантов, металлическое ограждение лифтов н. XX века; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление лестницы со стороны Тверской улицы бывшего "Магазина готового платья и меховых изделий братьев Петуховых": фигурные ограждающие конструкции; местоположение и объемно-пространственное решение служебных лестниц главного корпуса (подвал-7 этажи) и дворового корпуса (подвал-5 этажи); местоположение и декоративное оформление коридоров и холлов 2-6 этажей главного корпуса; помещение современного зала "Санкт-Петербург": декоративное оформление и роспись потолков, первоначальные зеркало и радиаторы отопления (2 этаж, юго-восточный угол главного корпуса); помещения современных банкетных залов "Суздаль" и "Кострома": роспись потолков 1975-1976 гг., выполненная художниками И.В.Николаевым и М.М. Дедовой-Дзедушинской (2 этаж, северный угол главного корпуса); первоначальная структура номеров, расположенных вдоль главных фасадов (3-6 этажи); гостиничный номер 178 (3 этаж): оригинальное планировочное решение, декоративное оформление потолков, витраж; гостиничный номер 101 (3 этаж): лепной декор потолков с росписью, угловой камин; гостиничный номер 107 (3 этаж): в 1918 году в номере останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская; гостиничный номер 115 (3 этаж): художественная роспись потолка "Триумф Юноны" 1902 год, лепной декор потолков; гостиничный номер 207 (4 этаж): фрагмент живописной композиции роспись "Вакх на деревянном велосипеде", лепной декор потолков; гостиничный номер 201 (4 этаж): роспись - фриз с фантазийными масками в золоченых виньетках по голубому фону. Комиссия предлагает уточнение наименования объекта в следующей редакции: "Гостиница "Националь", 1901-1903 г., архитектор А.В.Иванов". 2.Предмет охраны на объект культурного наследия федерального значения утверждается в установленном порядке.

Эклектика с элементами модерна. Московская гостиница "Националь"

Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.

Архитектура построенного здания сочетала черты ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна. Фасад здания был решен в стиле классицизма.

Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы, имеющей уникальную для начала XX века конструкцию. И поныне белый мрамор с лепными позолоченными украшениями металлических ограждением и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице притягивает множество восхищенных взглядов гостей «Националя».

В 1905 году над парадным входом в гостиницу был сооружен металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – 1903 год. Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, при открытии установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Однако, фотоизображения и документального подтверждения этой легенды пока обнаружить не удалось.

В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы. Номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV». И по сей день мы можем любоваться элементами первоначального внутреннего убранства уникальных номеров: потолочной художественной росписью в номере 115 и камином, облицованным белым мрамором, с металлической решеткой в номере 101. Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время данные номера носят говорящее название люксы "Националь" и служат настоящей гордостью гостиницы.

В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.

«Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и доходно.

Основной категорией постояльцев гостиницы с 1903 по 1917 годы были представители российской государственной власти. В «Национальной» останавливалось более одной тысячи высокопоставленных чиновников. C уверенностью можно сказать, что история постояльцев гостиницы – это хроника последнего десятилетия Российской империи в лицах.

В 1913 году в «Национальной» проживал великий князь Александр Михайлович – внук императора Николая I, дядя последнего русского императора, Николая II.

В начале XX века в Москве насчитывалось 228 гостиниц и 10 из них находились на Тверской улице, рядом с «Национальной». Кроме последней, особой популярностью у приезжих пользовались гостиницы «Дрезден», «Лоскутная», «Париж» и «Большая Московская». Однако, все перечисленные гостиницы были построены еще в XIX веке и не могли сравниться с «Национальной» по уровню оснащения и разнообразию сервиса, которая поистине могла гордиться необычными для начала XX века техническими новинками – лифтами, сложным устройством вентиляции, передовой системой отопления, телефонной связью и службой такси и т.п.

С 1903 по 1910 годы была выпущена серия почтовых открыток с изображением «Национальной».

Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы всегда был ее ресторан, приятно удивлявший гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности, блюд русской национальной кухни. Вершиной кулинарного искусства было, например, меню праздничного обеда начала 20 века. Перечисление одних лишь закусок поражает воображение: тут и устрицы, и бульон, и борщок, и царский студень, и поросята сливочные, и кулебяки разные, и паштеты из дичи с трюфелями, и форель гатчинская, и нельма сибирская, и лососина висляндская, и осетрина кучугурская, и ростбиф, и ветчина, и телятина, и солонина, и огурцы нежинские, и индейка, а также каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные!

В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был автор всемирно-известного ныне «Полета шмеля», выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

В 1910 году на втором этаже гостиницы, слева от парадной лестницы в залах рекреаций открылся Британский клуб.
На третьем этаже, в нынешнем номере 177, раньше находилась читальня. К услугам постояльцев в читальне имелась большая библиотека, свежие газеты и журналы.

Узнать дальнейшую историю "Националя" можно на официальном сайте гостиницы: http://www.national.ru/ru/ru-hotel-history

Путеводитель по архитектурным стилям

Но в XIX веке Варваринское акционерное общество выкупило угловой участок для новой застройки. Сначала здесь появилось несколько домов с дешевыми квартирами и лавками на первых этажах. Но затем возникла идея построить роскошный отель.

Сначала гостиница называлась «Национальная». Проживание стоило недешево - до 25 рублей в сутки, но отбоя в клиентах не было. Все благодаря превосходной отделке и техническому оснащению: мраморные лестницы, лепнина, мозаичные полы, витражи, мебель из красного дерева. Майоликовые панно верхнего этажа изготовили на заводе «Абрамцево» специально для Националя. Одна из росписей изображала бога Вакха на деревянном велосипеде. Отель оснастили техническими новинками того времени: работали лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны.

В советское время после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь некоторое время жили члены большевистского правительства. Гостиница «Националь» превратилась в Первый Дом Советов.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Гостиничные функции зданию вернули в 1930-е годы. Отель отремонтировали, а интерьеры пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов. Тогда же в угловой части здания появилось «индустриальное» панно работы И.И. Рерберга. А в годы Второй мировой войны в Национале устроили резиденции 16 иностранных посольств и дипломатических миссий.

Обновленная гостиница «Националь» открылась 9 мая 1995 года, когда Россия отмечала 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня в гостинице 202 номера, и каждый - маленький музей. Старинные вазы времен Наполеона, позолоченные люстры, мебельные гарнитуры из карельской березы отсылают гостей во времена царской Москвы. Всего на семи этажах Националя находится 500 подлинных предметов антиквариата.

03 В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев» выкупило угловой участок под новую застройку — вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки.

04 Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века.

05 В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова.

06 Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа), в том числе и полукруглого угла.

07 Здание гостиницы «Националь», открытой в 1903 году, решено в стиле эклектики с элементами модерна.

08 «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы.

09 Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи.

10 Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны

11 В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов.

12 Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107—109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой.

13 В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

14 В 1985 году началась реконструкция и реставрация «Националя».

15 Реставрация продолжалась до 1995 года, за это время до мельчайших деталей было восстановлено убранство Националя.

16 Открывшемуся отелю присвоили высшую категорию - 5 звезд, и одновременно отнесли к памятникам истории и культуры федерального значения.

17 С 1995 года начинается вторая жизнь отеля: часть номеров обставили антиквариатом, ввели новую услугу - проживание в номере с интерьерами начала 20 века.

18 Сейчас гостиница входит в систему элитных отелей Le Meridien, присвоившую Националю статус королевского отеля.

19 Вместе с тем, гостиница по-прежнему остается гостиницей-музеем, где теряются даже первые лица государств.

21 В разные годы здесь жили Г. Уэллс, У. Черчилль, Кофи Аннан, Хавьер Солана, шведская принцесса Бригитта, принц Майкл Кентский, Пласидо Доминго, Мирей Матье, Пьер Ришар и многие-многие другие, чьи портреты висят в галерее на втором этаже гостиницы.

22 Впрочем, в Национале останавливаются не только знаменитости и миллионеры. Этот отель выбирают участники различных фестивалей, зарубежные бизнесмены и туристы, руководители крупных компаний, и иные VIP-персоны.

23 Замечательна экспозиция с историческими фотографиями гостиницы в разные годы

27 В гостинице Националь 11 банкетных залов с великолепным декором и вместимостью от 6 до 150 человек. Здесь Вы можете не только провести официальную встречу на самом высоком уровне но и просто отдохнуть в компании старых друзей. Конференц-зал оборудованный полным комплектом необходимой аппаратуры.

28 Ресторан "Московский" - известен великолепной русской кухней в исполнении известного шеф-повара Вячеслава Брылова. Из окон открывается неповторимый вид на Кремль и Манежную площадь. По вечерам - живая русская музыка.

29 «Националь» приглашает провести незабываемое гастрономическое путешествие в ресторане «Московский», из окон которого открывается изумительный вид на Кремль.

30 Фортепьянная музыка по вечерам и чарующие огни Кремлевского архитектурного ансамбля зададут верное настроение и романтическому свиданию, и деловой встрече.

31 В ресторане «Московский» гости могут насладиться традиционными блюдами русской кухни (Стерлядь «Царская», Осетрина по-монастырски, Грудка гуся нагульного, Жаркое из кабана по-стрелецки), а также богатым ассортиментом блюд европейской кухни.

32 Возрождая лучшие кулинарные традиции вековой истории «Националя» шеф-повар ресторана «Московский» Андре Мартин создал меню исконно русской дворянской кухни.

33 Росписи потолка впечатляют

40 Именно, «отдыхая» в ресторане гостиницы на цокольном этаже, художник Андрей Иогансон придумал этикетку водки «Столичная». На ней изображена гостиница «Москва», как раз под тем ракурсом, который увидел художник со своего места. Этикетка интересна с «точки зрения» маркетинга тем, что с момента создания (приблизительно 1937—1938 г.) практически не подвергалась изменениям.

42 В «Национале» 201 номер, включая 56 люксов. В 2009 году была закончена комплексная реконструкция и реновация гостиницы, в ходе которой были увеличены площади гостиных и ванных комнат, появились гардеробные комнаты, были внедрены новейшие технические решения.

43 Люкс Классический: Просторные двухкомнатные люксы с гостиными и уютными спальнями. В оформлении интерьеров «Классических» люксов использованы предметы антиквариата музейной ценности: мебель, музыкальные инструменты, торшеры и лампы из Богемского стекла - все это рождает уникальный, неповторимый стиль каждого номера. Мраморные ванные комнаты оборудованы гидромассажными ваннами.

44 Более тридцати люксов имеют живописный вид на Кремль и Красную площадь.

45 Люкс Президентский: Роскошные трехкомнатные номера с панорамным видом на Кремль и Тверскую улицу, состоящие из гостиной, спальни и кабинета с отдельным душем. Антикварная мебель и предметы искусства в сочетании с выдающимися интерьерными решениями придают этим номерам особый шарм. Мраморные ванные комнаты этих номеров оснащены джакузи. В «Президентских» люксах «Националя» предпочитали останавливаться Президенты Франции Николя Саркози и Жак Ширак, Президент Швейцарии Паскаль Кушпен, Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, Король Испании Хуан Карлос, принцесса Королевства Швеции Биргитта, принц Майкл Кентский и многие другие.

50 Виды из окон "Националя" не всегда были такими захватывающими. До 1930-х годов (до расчистки Манежной площади) из окна ресторана можно было видеть вместо Красной площади дом напротив.

памятник архитектуры (федеральный)

Гости́ница «Национа́ль» - гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд». Здание гостиницы занимает угол Тверской и Моховой улиц, являясь также важным компонентом архитектурного облика Манежной площади .

История создания

На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома купца Москвина. В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев » выкупило угловой участок под новую застройку - вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века. В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова . Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа ), в том числе и полукруглого угла. Здание гостиницы «Националь», открытой в 29 декабря 1902 года , решено в стиле эклектики с элементами модерна . «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы. Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи . Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны. Изначально гостиница была рассчитана на 160 номеров, которые размещались в четырёх верхних этажах .

В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов . Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107-109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой . О причастности гостиницы к революционной истории напоминает майоликовое панно на индустриальную тему, установленное на угловом аттике в 1931-1932 году - один из первых примеров реализации ленинского плана «Монументальной агитации и пропаганды». В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

С 1991 по 1995 годы проводилась масштабная реконструкция и реставрация «Националя» .

Современное состояние

На сегодняшний день гостиница является одной из наиболее комфортабельных в Москве. В 2006 году отель, получив официальное название «Рояль Меридиен Националь», вошёл в международную гостиничную корпорацию «Starwood Hotels & Resorts Worldwide ». С 1 сентября 2009 года , после очередной реновации, гостиница «Националь» сменила бренд «Le Royal Meridien» на «The Luxury Collection», который также принадлежит компании «Starwood Hotels & Resorts Worldwide». С этого момента гостиница носит имя «Hotel National, a Luxury Collection Hotel». Гостиница располагает 206 номерами, в том числе 37 люксами с видом на Кремль с индивидуальным дизайном и меблированными антикварной мебелью, а также . «Националь» неоднократно удостаивался звания «Лучшей гостиницы России в категории пять звёзд» и обладает «Королевским статусом». Среди гостей «Националя» - главы государств и правительств, звёзды шоу-бизнеса, известные деятели культуры.

В декабре 2011 года гостиница, до этого находившаяся в собственности правительства Москвы , была приватизирована. Победителем торгов стала структура предпринимателя Михаила Гуцериева , предложившая за «Националь» 4,674 млрд руб.

См. также

Напишите отзыв о статье "Националь (гостиница, Москва)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Националь (гостиница, Москва)

– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.