Подпольная типография. Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе Выставка "Каторга и ссылка"

Наши друзья нас спрашивают, можем ли мы рассказать о каком-нибудь необычном музее. Да можем!
Я предлагаю вам сходить и увидеть настоящую подпольную типографию времен первой русской революции 1905-1906 годов . Данный музей является филиалом Государственного Центрального Музея Современной Истории России . Эта типография входит в число тех немногих, которые не были раскрыты царской полицией. Музей был создан в 1924 году, и это один из первых музеев созданных Советской властью. Создавать экспозицию помогали люди, непосредственно работавшие в этой типографии.

Витрина магазина, где располагалась подпольная типография.


А теперь вперед, приобщаться к искусству нелегальной работы во времена царского режима. Созданием типографии руководил Леонид Красин, будущий народный комиссар внешней торговли.

В целях максимальной конспирации в Москву была переброшена группа грузинских подпольщиков. На улице Лесная в доходном доме купца Кузьмы Колупаева ими было снято помещение под торговую лавку и прилегающие к нему жилые комнаты, а так же подвал. Так как в районе проживала грузинская диаспора, то это не вызвало подозрений. Так же владелец имел справку о благонадёжности, а в магазине был создан благоприятствующий режим для сотрудников полиции. Коррупция всегда была помощницей в нелегальной работе.

Справка о благонадежности.



Интерьер торгового зала.


Счеты, деньги, кассовый журнал.


Магазин как торговая точка был убыточен, поэтому сюда рекой текли партийные деньги на создание впечатления преуспевающего предприятия.
В подвале был отрыт колодец для сбора почвенных вод, через него шел ход в маленькую комнатку, где располагалась сама типография. Вход закрывался ящиком, что не позволяло полиции при обыске обнаружить тайный лаз.



Спуск в подвал.


Под решеткой вы видите колодец для воды, из которого был тайный лаз. В глубине подвала окно, проделанное для осмотра экспозиции в типографии.
В типографии работало два человека, наборщик и оператор типографской машины (я не знаю правильное название этой профессии). Так как отсутствовала вентиляция, то непрерывная работа велась не более одного часа. Погасшая свеча показывала на отсутствие кислорода, и смена прекращалась.



Печатный станок «Американка».

Наборные шрифты.

Газета «Рабочий»


Экспозиция ящиков и фруктов, которые скрывали подпольную литературу.


Все члены семьи, а так же прислуга были опытными подпольщиками, что позволяло сохранять режим секретности. Так же в качестве звукового фона использовалась швейная машинка. А тревожным сигналом служил процесс глажки белья, но не утюгом, а рубилем и валиком. Звук от этого процесса может поставить верх дном весь дом, в музее это все могут продемонстрировать.

Общий вид кухни.


Из нее прекрасно просматривалась вся лавка и обе стороны улицы.



Общий вид хозяйской комнаты.

Рубель и валик. Подпольная сигнализация.


Во время революционных событий одна из баррикад примкнула к магазину, но сотрудники типографии по решению ЦК участвовали в событиях только ночью. Типография была намного важней вооруженной борьбы на улицах Москвы.

Баррикада на Лесной улице. Декабрь 1905г.


Как вы понимаете, советский кинематограф не прошел мимо такой истории. В 1928 году был снят фильм Л.Исакия «Американка», а в 1980 году «Дом на Лесной». Оба этих фильма можно посмотреть в музее по выходным (в 12-00 и 15-00). Сотрудники советуют приходить на сеанс в субботу, чтобы не пересечься с другими музейными мероприятиями.
Фильм «Дом на Лесной» к счастью есть в интернете.

Фото: Музей "Подпольная типография 1905-1906 гг"

Фото и описание

Музей «Подпольная Типография 1905 – 1906 гг» является филиалом Государственного центрального музея современной истории России. Музей был открыт в Москве в 1924 году и расположен на первом этаже, в левом крыле трехэтажного здания. Дом был построен в конце 19 века и принадлежал купцу Колупаеву.

Нелегальная, законспирированная типография находилась здесь во время революции 1905 года. Типографию организовали для издания нелегальной литературы, газет и листовок. Инициаторами были лидеры РСДРП - Красин и Енукидзе. Для этой цели нашли дом на окраине Москвы, поблизости от Грузинской слободы. Для прикрытия типографии в доме был открыт магазин, торговавший кавказскими фруктами и сыром. Типография находилась в помещении, вырытом под складом. Здесь стоял маленький печатный станок «американка».

Типография была хорошо законспирирована и успешно действовала, хотя поблизости располагался Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок. Тем не менее подпольщики успешно распространяли газету «Рабочий». В 1906 году подпольную типографию законсервировали. Станок перевезли на Рождественский бульвар, в новое помещение.

Музей был открыт в 1924 году по предложению Соколова, известного под партийной кличкой «Мирон». Создателями музея были бывшие подпольщики, работавшие в этой типографии.

В музей входят: помещение магазина, подвал магазина, две жилые комнаты и кухня. Обстановка помещений полностью восстановлена и является типичной для жизни и быта московского мещанского сословия. Хорошо сохранилась русская печь. В оформлении интерьеров использовали мебель, посуду и домашнюю утварь того времени. На стенах многочисленные фотографии.

Подвал, под которым располагалась типография, оформлен в виде склада: ящики с фруктами, бочки с сыром. На дно уложены нелегальные листовки и газеты. Сама типография находится ниже уровня подвала. Ее можно увидеть через специальное смотровое окно в стене. В ней стоит подлинный печатный станок. В музее можно увидеть фотокопии документов и познакомиться с подробным описанием истории типографии и деятельности подпольщиков.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Недалеко от одной из специфических достопримечательностей Москвы - Бутырской тюрьмы - на Лесной улице есть трёхэтажный особнячок красного кирпича конца 19 века с аркой посередине. Часть фасада занимает лавка с красивой старинной витриной и чудной надписью старинным шрифтом над ней: «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

С улицы видно, что в помещении лавки довольно темно, но там редко когда можно заметить горящий свет. Да и входная дверь всегда заперта. Что же это? А это один из самых необычных музеев Москвы. Он посвящён подпольной типографии революционеров, которая работала в подвале под прикрытием магазина в 1905-1906 гг и так и не была раскрыта царской полицией.

Осмотр начинается с помещения самой лавки. Витрины с фруктами и сыром сулугуни; прилавок с конторкой, чернильницы и перо на ней; на стене сертификат благонадёжности торговца. За прилавком спуск по крутой лестнице в подвал, где хранились ящики с фруктами. Подземные воды здесь были расположены близко и поднимались, бывало, высоко. Для контролирования уровня воды в подвале был оборудован колодец для стока грунтовых вод.

В одной из стен этого колодца подпольщики вырыли лаз длиной 2-3 метра, а за ним выкопали комнатушку. Через небольшое отверстие лаза, куда человек мог проползти на четвереньках, по частям затащили американский печатный станок и собрали его там. Оборудовали полочку для шрифта, запчастей и необходимых материалов для обслуживания станка. Сейчас в эту комнатку можно заглянуть через специальный пролом в стене. Печатный станок и сейчас на месте.

В это подземное крохотное помещение без доступа света и свежего воздуха подпольщики забирались через лаз и задвигали за собой ящик с песком так, чтобы он закрывал дыру в стене колода для сточных вод вровень с отделкой стены колодца. При этом доски ящика были сбиты так, чтобы быть продолжением досок стенки. Конечно, щель была, но в полутьме, в скудном освещении керосинки, заметить заделанный лаз было крайне сложно. В первую очередь, ящик с песком был призван давать глухой звук при простукивании стен в поисках пустот.

Внутри взаперти, лишь при слабом мерцающем свете двух ламп - керосинок или просто свечей - подпольщики набирали и печатали листовки пару-тройку часов - пока от огня и дыхания не заканчивался кислород. Они вылезали, оставляли лаз приоткрытым, чтобы «типография» проветрилась, и шли отдыхать наверх, в хозяйские комнаты.

Хозяева лавки, революционеры-подпольщики, переехавшие в Москву с Кавказа с ребёнком младенческого возраста, жили как неплохо обеспеченные мещане, в большой по тем меркам комнатке. Немного мебели и предметов обихода времён начала века представлено в их комнате: икона в углу, буфет с посудой, стол с самоваром, стулья, кровать, швейная машина, и т.д. Представляет интерес кавказская люлька, она примечательна отсутствием стационарных бортиков. Их функцию выполняли два полотна, перекинутые через верхнюю перекладину - они крепились к кроватке по бокам, закрывая ребёнка от падения.

В этой же комнате можно увидеть семейные фото и фотографии приходивших подпольщиков-печатников.

Последняя комнатка в доме кавказского купца - кухня. Здесь жила их прислуга-кухарка, конечно, тоже подпольная революционерка. В кухне выставлена традиционная утварь. Если большая русская печь с полатями, где кухарка спала в холода. Когда было тепло, она спала на широкой лавке - сейчас там стоит большое корыто, выдолбленное из цельного куска дерева. В кухне можно увидеть утюги, разогревавшиеся на печи, и «ручной» утюг, с гребёнкой.

Этот музей является филиалом Государственного центрального музея современной истории России и получивший название «Подпольная типография 1905-1906 гг.». Распологается в доме купца Кузьмой Колупаевым. Во время революции 1905 года, в этом месте располагась нелегальная типографии. Тут развернули свою деятельность социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Здесь печаталось издание «Рабочий».

Типография находилась под носом у властей и полиции. В непосредственной близости к типографии находилая извесная Бутыра и неподалёку находился 2-й полицейский участок Сущёвской части. Для конспирации в этом здании открыли магазин, предназначенный для реализации кавказских фруктов и сыра сулугуни.

На память об этом сохранилась табличка: «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

Человеком, на имя которого открыли магазин, стал Мириан Каландадзе. Он был портовым грузчиком из Батуми, обладавшим опытом в торговле и «чистой» репутацией. От имени Каландадзе торговую деятельность осуществлял Силован Кобидзе. Работники магазина по совместительству являлись и сотрудниками типографии. Сам магазин, по сути, являлся убыточным.

В 1906 году типографию закрыли – необходимость в ней отпала. Печатный станок (серия была прозвана «американка»), перевезли по новому адресу. А в 1924 году, основали музей – по предложению В.Н. Соколова (партийная кличка Мирон). Предложение встретило поддержку со стороны К.П. Злинченко, который выступил в качестве одного из основателей Московского историко-революционного музея.

Первоначально к составу музея относились реставрационные помещения магазина, подвал и сама типография. Интересным является книга отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея неоднократно обращались с предложениями воссоздать первоначальный вид квартиры, выселив жильцов из помещений, расположенных вплотную к музею (бывший доходный дом ещё сохранял статус жилого).

В середине 1950-х годов состав помещений, относящихся к музею, претерпел изменения. К нему были добавлены мемориальные помещения квартиры, принадлежавшей Силовану Кобидзе, и кухни. Восстановление помещений происходило при участии Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой, которая прежде трудилась под видом «хозяйской прислуги» при типографии.